Многие родители задаются вопросом: как хвалить, но не захваливать ребёнка? Где же золотая середина?!?
Давайте разбираться!
Существует 2 наиболее популярных и полярных мнения:
Одни родители придерживаются мнения, что детей хвалить нельзя, так как это приводит к зазнайству.
А другие думают, что для формирования хорошей самооценки у ребёнка - похвалы мало не бывает!
Да, нельзя перебарщивать с похвалой, это может привести к завышенной самооценке или к болезненной реакции на критику и неудачу. Но и постоянно ругать ребёнка – не лучший способ влиять на него. Ребенок начинает думать о себе плохо, что он неудачник. И ему не хочется стремиться к чему-либо.
К каждому ребенку в первую очередь должен быть свой подход. Некоторые дети после похвалы расслабляются, других она мотивирует. Но чаще все же похвала действует как мотивационная опора. Однако при любом подходе к ребенку, есть общие критерии, которые определяют правильное поведение родителей: когда, как и за что нужно хвалить малыша.
Тонкости правильной похвалы в нашей карусели! Листайте, читайте и применяйте!
Хвалить ребенка обязательно за конкретное дело, и главное за реальное! Добавлять к слову «Ты молодец!», определение, почему он молодец. Ребенок должен услышать за что конкретно его хвалят.
Чаще всего детей хвалят определенным образом:
«Умница! Ты – самая красивая ( самая умная, самая талантливая) девочка в мире. Ты лучше всех рисуешь (поешь, танцуешь)».
И вроде бы прекрасная похвала, но есть в такой формулировке некоторая опасность, заключающееся в том, что оценивается личное качество ребенка, а не его действие. У ребенка может сегодня что-то получится очень хорошо, а завтра плохо. И будет сложно объяснить почему сегодня он не самый лучший.
Одна и также похвала может звучать совершенно по-разному:
Если ребенок, например, выучил новое стихотворение. «Хорошо, молодец», – сказала мама. Да, это похвала, но мама эмоционально не поддержала мотивацию ребёнка. «Какая ты у меня умничка! Я так тобой горжусь!», - воскликнула мама, обняла и поцеловала ребёнка. Счастливый малыш обязательно захочет получить такую похвалу еще раз, и в ближайшее время можете рассчитывать на еще одно достижение Вашего ребенка!
Эмоции очень важная часть в одобрении, как и тактильный контакт. Это гораздо сильнее слов. Искреннюю радость сопровождайте жестами и мимикой. Улыбайтесь, обнимайте ребенка, пусть он слышит не только слова, но и видит радость и гордость в ваших действиях.
Особенно хорош способ с эмоциями, если вы хотите научить малыша определенному навыку. Добавляйте яркость в вашу похвалу и ребенок точно захочет ее получить снова и снова.
Некоторым детям очень трудно достигнуть конечного результата, и без поддержки ребенок быстро «сдувается» и бросает начатое дело на пол пути. Не ждите совершенства. Никто не идеален. Не у каждого взрослого получается достигать лучшего результата, и тем более не каждый ребенок подходит для роли отличника. Если малыш усердно работает над заданием, то его обязательно нужно похвалить за старания. Не только результат важен, но и процесс по его достижению, но только в том случае, если ребенок действительно пытается разобраться, а не витает в облаках.
Если ребенка хвалить только за то, что у него уже получилось, он может перестать получать удовольствие от процесса самого дела .
Хвалить ребёнка за процесс лучше не после того, как он закончил дело, а именно тогда, когда он занимается. То есть поощряйте его «здесь и сейчас» , эффект от похвалы только усилится.
Очень многие родители даже не замечают как в повседневной жизни используют сравнение своего ребенка с другими. Это очень вредная привычка в воспитании детей, и от нее нужно избавляться. Своего малыша нельзя ни в коем случае сравнивать с другими детьми, особенно акцентируя внимание на вещи, которые он делает лучше других. Так у ребенка развивается чувство превосходства. И если похвала идет только от родителей, в будущем ему будет сложно принимать факт, что другие не считают его таким уж молодцом.
Сравние маленького ребенка с родителем, с уточнением превосходства второго ( я в твои годы….), как правило, настраивает ребёнка негативно по отношению к родителям и к себе. Так как он чувствует недосягаемость поставленного уровня.
Не ставьте своих детей выше других, особенно у всех на глазах. Ребенок будет пытаться все время делать все лучше того, перед кем его похвалили. При этом в неудачах он будет винить не себя, а именно этого «соперника».
Малышам нужна любая похвала, чтобы ему еще больше хотелось развиваться.
Дошкольникам похвалу нужно уже дозировать и применять уместно. Если ребенок только осваивает какую-то функцию ( например: самостоятельно заправлять кровать), мы его подбадриваем за успехи и тем самым мотивируем дальше. Но, если навык уже закрепился, то хвалить за это уже бессмысленно.
А вот с детьми постарше посложнее. Хвалите школьника за креатив, новые подходы к решению проблемы. Это поможет и замотивирует его искать и в следующий раз пути решения проблем. Похвала тут должна быть словно толчок для дальнейших действий.
Чрезмерная похвала может вызвать противоречивые эмоции у ребенка и даже навредить.